Google зарабатывает в России почти вчетверо меньше «Яндекса»
В базе «СПАРК-Интерфакса»
опубликована отчётность ООО
«Гугл» по российским стандартам (РСБУ).
Корпорация Google не раскрывает
показателей региональных подразделений, но теперь-то мы знаем, что в
прошлом году выручка российского филиала выросла по сравнению с 2008-м
на 57% и составила 2,2 млрд руб. ($69,3 млн), а чистая прибыль
увеличилась в 4,5 раза — до 126,7 млн руб. ($4 млн).
На глобальном рынке интернет-поиска Google — безусловный лидер.
По данным исследовательской компании comScore, в прошлом
декабре сайты Google обработали 66,8% всех поисковых запросов в мире. В
России этот поисковик второй: его доля по количеству принятых поисковых
запросов в 2,9 раза меньше, чем у «Яндекса». А по выручке, если
сравнивать с доходами ООО «Яндекс», российская Google слабее конкурента
уже в 4,2 раза («Яндекс», согласно РСБУ, заработал в прошлом году 9,3
млрд руб.).
По этому показателю ООО «Гугл» уступило даже порталу Mail.Ru, доля
которого в российском поиске втрое меньше, чем у Google. Прошлогодняя
выручка Mail.Ru — даже без учета видео- и компьютерно-игрового бизнеса
Astrum Online Entertainment, приобретённого в
конце 2009 года, — оказалась на 30% выше, чем у «Гугла». Впрочем,
статьи дохода у этих компаний разные. Google зарабатывает в основном на
продаже контекстной рекламы в результатах поиска (в 2009-м реклама
обеспечила 97% выручки компании по всему миру), а Mail.Ru — в первую
очередь на медийной рекламе (баннеры) и платных сервисах.
Судя по отчетности ООО «Гугл», его прошлогодняя операционная
рентабельность могла составить около 16%, считают в компании «Тройка Диалог».
Это очень скромный показатель для интернет-бизнеса. По подсчётам
председателя правления ФИНАМа Владислава Кочеткова, у
«Яндекса» операционная рентабельность в прошлом году составила 28,8%;
«СПАРК-Интерфакс» оценивает этот показатель ещё выше — в 35,7% в 2009-м
(а годом ранее было на 8,1 п. п. больше). Операционная рентабельность
Google в целом составила в прошлом году, по данным корпорации, 36%.
В российской отчетности ООО «Гугл» никак не отражены выплаты
компании партнёрам, на площадках которых размещается часть проданной
Google рекламы. Г-жа Лепетухина («Тройка Диалог») полагает, что эти
отчисления должны быть включены в «себестоимость проданных товаров,
продукции, услуг», составившую по итогам прошлого года 1,5 млрд руб.
Глобальная Google в прошлом году отдала партнёрским площадкам 31%
рекламных доходов. Если в России действовала та же пропорция, то
российские сайты, сотрудничающие с Google, в прошлом году теоретически
могли заработать примерно 680 млн руб.